Александр Крофт

Руководитель Фотоколледжа

руководитель Фотоколледжа, коммерческий фотограф преподаватель

«Одна из самых основных задач — поддержать наших ребят, дать понять, что они не одни, все мы сейчас в одной лодке.»

Саша, расскажи, кто ты по образованию? Как пришёл к фотографии? 

Начал снимать более десяти лет назад, не думая, что это станет моей основной деятельностью. Первые год-два — этакое буферное время — просто фоткал, не понимая, буду дальше заниматься этим или нет. Я технарь по образованию, закончил ЛЭТИ. Моя специальность квантовая электроника и оптические приборы. Поступил в аспирантуру, как научный сотрудник НИИ ездил в Китай. Что тогда преобладало — осознанность, что мне это не нужно, или стандартное юношеское раздолбайство, не знаю, но аспирантуру я так и не закончил. Увлечение фотографией настигло где-то на 2-3 курсе. Купил в кредит цифровой фотоаппарат. Мыльница Canon стоила порядка 300 долларов, что тогда было безумно дорого и невероятно круто. Но на фотографов с рюкзаками, то и дело меняющих объективы, я смотрел, как на чудиков. Считал это фанатизмом, у меня-то вот норм фотик, за 300 долларов, зачем аппаратура в несколько тысяч, куча объективов — фигня. Как в наказание, сейчас наша экипировка порой в машину не помещается, еле запихиваем. Только в мечтах поехать на съемку просто с рюкзаком.   

Назови трёх своих любимых фотографов, чьи работы вдохновляли. 

Поначалу было всё несерьезно, типа, пофоткать всех в деканате. И мне не нравилось, что я делаю. Смотрел в интернете работы фотографов, больше всех поражали Миша Тарасов, Ира Филатова, Катя Афонина. Какие крутые штуки они делают, почему я так не могу? Так созрело желание пойти учиться, и первым наставником стал Сергей Сараханов, сейчас это достаточно известный фотограф, живёт на Украине. Тогда же не было суперкрутых фотографов, но те вещи, которые дал Сергей в тот момент — понимание студийного света, дало мне резкий толчок. Я начал понимать свет, начал видеть, и примерно с этого начался мой осознанный рост. Но я все еще не планировал быть фотографом, учился чисто для себя, хотел с чем-то совмещать. Потом в моей жизни появился Олег Титяев. Это такой российский Тони Старк, дорогой, успешный фотограф, у него сеть студий в Москве, он ездил в Нью-Йорк и был моим кумиром. В 2010-х в России было время, когда техническая сторона в фотографии преобладала над изобразительной. Да, Олег обладал вкусом и очень хорошо разбирался в технике. Он делал идеально технические фото, вылизанные, все четко расписано по композиции, и было видно, что в кадре нет никаких случайностей. Но такие фотки на Западе стали никому не нужны, там зародился тренд естественности. Началась история с более живыми, настоящими, натуральными фотографиями. У нас, в России, это произойдет несколько позже. Повсеместно модными станут полуразмазанные, лайф-стайловые фотографии с настроением.

Расскажи про создание Фотоколледжа. 

После московского обучения у Олега Титяева, я вернулся в Питер, и начались поиски: где бы еще поучиться. Фотошколы предлагали курсы, которые давали чисто базовые основы фотодела, а преподаватели знали чуть больше своих учеников. Есть две стороны: крутые фотографы, которые не умеют передать знания, и те, кто отлично преподает, но им особо нечем поделиться. Я понимал, как знания, которые приобрел, обернуть и преподать так, чтобы люди добивались определенного результата. Появилась идея, а затем стали появляться и люди, даже раньше, чем школа, у нас возникли стиль и логотип. Не совсем правильно, но это сработало, мы резко выделились. Первые самодельные афиши без дизайнерского участия, написанные через ВК приглашения, арендованное пространство в Ботаническом саду, первый спикер Евгений Потанин… Дальше — больше, решили организовать курс. Моим сподвижником была сестра. Столик в Кофе Хауз на Малой Садовой стал нашим офисом, один компьютер на двоих. К нам приходили люди, знакомились, налаживались деловые связи, формировалась политика сотрудничества. Мы выбрали такой подход к обучению: сразу бить в цель, поэтому не рассказывали долго о выдержке и диафрагме, а учили сразу фотографировать и показывать максимальный результат, на который могут быть способны люди. Если справляются с этим, добавлять еще. С тех пор мы постоянно совершенствуем обучение и стараемся найти тот самый личностный предел, когда человек уже не справляется.

Каким образом вышли на Москву? 

С самого детства Питер казался мне слишком маленьким, и я всегда в уме держал Москву. С точки зрения заказов и клиентов там гораздо интереснее, проекты масштабнее, связей больше. И когда появилась возможность, мы запустили мини-филиал в Москве, это получилось даже не с первой попытки. Сначала Ника Давыдова, довольно сильный фотограф, начала вести у нас занятия в студии на электрозаводе, а ключевым стал момент, когда мы сумели внедриться в QWEEX — сосредоточие крутых фотографов, где через одно рукопожатие можно дотянуться до кого угодно.  

Саша, расскажи про свою деятельность на YouTube 

Мы всегда стремились быть первыми. Когда курсы основ преподавали за деньги, мы давали открытые бесплатные уроки. Когда все начали делать подобное, мы поняли, что нужно не просто делать бесплатно, а еще и вкладывать деньги, — получился грандиозный рекламный проект. С помощью канала на YouTube стали проводить прямые трансляции, делиться знаниями, рассказывать о себе. Мы не боимся делиться. И потом, в обучении важны фидбэки, даже если ты посмотришь, скачаешь чужой курс, это вовсе не значит, что без прямого общения, разбора полетов ты быстро всему научишься. Одна из ключевых вещей, которую я понял спустя время, — развитие личного бренда важно с точки зрения продвижения. Начал работать над этим, больше на YouTube-канале рассказывать, делиться своей философией, своим видением, пропагандировать свои взгляды.  

Каковы ваши главные цели и ценности? 

Наша задача — всегда быть номером один, давать самые нужные и современные знания. А это значит, что и сами мы всегда совершенствуем свои навыки, работаем с самыми лучшими, пусть даже не такими известными, но профессиональными фотографами, умеющими толково донести информацию до учеников. Крутой фотограф и крутой преподаватель это абсолютно разные вещи. Есть люди, которые могут вырастить учеников, намного превосходящих их самих, и вот я — такой. Сейчас из-за того, что занимаюсь обучением, бизнесом, вникаю во многие сферы, понимаю в работе сайтов, доменов, хостингов, в алгоритмике, дизайне, маркетинге, слежу за стартапами, smm, трендами и стараюсь, чтоб эти знания были всегда свежими, на фотографию остается меньше времени, чем, например, у наших студентов. Поэтому есть много ребят, выпускников, которые снимают лучше меня на данный момент, и это круто, ведь лучшая похвала для учителя, если ученик его превосходит. Я реализовался как успешный преподаватель, но все же считаю, что моя деятельность как фотографа еще впереди. А еще мы стараемся, чтобы обучение было доступным, поэтому специально не повышаем цены, оставаясь в среднем ценовом диапазоне. 

Дай совет, как стать успешным коммерческим фотографом. 

Нет волшебной фразы, которая изменит твою жизнь. Это всегда совокупность факторов. Самое главное — работать, искать пути, постоянно знакомиться, развивать в себе много параллельных навыков. Нельзя быть просто фотографом, нужно уметь общаться с другими людьми, уметь выступать публично, продвигать себя, понимать, как работают соцсети, разбираться в смежных сферах, отрабатывать навыки, которые есть, и получать новые, ведь ты никогда не знаешь, что именно у тебя выстрелит, какое знакомство куда выльется.  

Чем занимаешься на карантине?

На самом деле… (смеется) для меня режим особо не поменялся. Несмотря на то, что я постоянно разъезжаю, провожу съемки, часто бывает, что могу всю неделю провести в офисе, выполняя какие-то задачи. И вот сейчас время, когда много сижу за компьютером, параллельно играю со своими детьми: пишем прописи, учимся читать. Мы всей командой стали работать в усиленном режиме, нагрузка намного больше, чем раньше, приходится принимать решения быстро и придумывать новые форматы. 

Какие, например, решения придумывает Фотоколледж для своих студентов? 

Мы для своих студентов запустили много различных активностей. Делаем полезные посты, устраиваем челленджи, проводим прямые эфиры с психологами, фотографами, видеомейкерами, владельцами студий, визажистами. Узнаем, чем они сейчас занимаются, как справляются с кризисом. Так мы собираем большое количество мнений от разных экспертов, ведь любое невзначай сказанное слово может вдруг оказаться для кого-то решением для выхода из кризисной ситуации. Мы также внедряем Zoom-созвоны с нашей аудиторией на различные творческие темы. В этом направлении будем делать и образовательные вещи. Сейчас всем остро не хватает общения, моральной поддержки. Есть идея запустить некий виртуальный бар: в определенный час собираться с кружкой чая или бокалом вина у мониторов и вместе обсуждать свободные темы, давать людям возможность высказаться. Одна из самых основных задач заключается в том, чтобы поддержать наших ребят, подписчиков, дать понять, что они не одни, мы все оказались в одинаковых условиях, но жизнь продолжается, и лучшее, что мы можем сейчас сделать — использовать время с пользой. Да, мы считаем, что сейчас самое время учиться, поэтому параллельно создаем мини-курсы. Чтобы приобрести новый навык, не нужно будет учиться месяцами, как раньше, достаточно будет посмотреть урок минут на 20-30 и усвоить небольшой материал, приобрести новую способность. Из недавних достижений — привлекли одного из самых крутых русскоговорящих фотографов в мире — Николая Бирюкова, он сейчас живет в Лондоне, совместно с ним разработали и запустили его курс. В скором времени произойдет большой скачок в разных творческих сферах, и тот, кто использует сейчас правильно время, которое проводит дома, кто выйдет с новыми знаниями, ресурсами, с новым пониманием качества картинки, тот, конечно, будет в плюсе. Грядет новая история, и по окончании изоляции, когда люди выйдут из дома и захотят компенсировать отрицательные эмоции, нас ждет нереальный всплеск творчества, у многих произойдет существенный рост. Это время, когда будут создаваться крутые истории, появляться новые форматы в работе. И вот сейчас есть возможность подготовиться ко всем предстоящим крутым съемкам, обучиться новому и проработать свои будущие проекты. 

Как считаешь, как в целом изменится ситуация на рынке фотографии после окончания пандемии?

Многие области поменяются. Например, сейчас фотографируют дистанционно, и данный формат позже, думаю, проявится как полноценная съемка, и уже не на Facetime. Фотограф сможет дистанционно управлять процессом: настраивать камеру, ставить штатив, искать ракурс и свет, говорить модели, что и как делать. Мы к этому так или иначе придем. Рынок изменится кардинально, так как сейчас сильно просела экономика, у рекламодателей не будет таких бюджетов, что раньше. Доходы фотографов резко сократятся, и кто поймет это и не будет загибать свои старые цены, окажется в плюсе, потому что снижение цен это уже не вопрос демпинга, как раньше, а вопрос выживания. Поэтому рынок сильно просядет, но в то же время… сейчас скажу грубо…– отсеется шелуха. Уйдут люди, которые не выдержат психологически — ждать, когда с фотографии появятся деньги, которые не будут верить в свои силы и сдадутся. Хотя сейчас как раз-таки, как и во всякое поворотное время, есть шанс вырваться вперед. 

Интервьюер/редактор: Дарья Максимова

Респондент: Александр КрофтФотоколледж

Фото: Nikolay Martynov

Issue N6, April 2020

Интервью

Open Submissions: Fashion/Beauty/Art. Deadline: October 15