Sasha Amplituda

Дизайнер

Саша Амплитуда — танцор и дизайнер из Санкт-Петербурга, начинала свою карьеру в НИИ Гриппа, а сейчас создает футуристичную одежду из строительных материалов и учит танцам. Сегодня ее команде House of Bonchinche уже 10 лет — это первый танцевальный Vogue-дом, представляющий Vogue-культуру в России. 

Работа со знаменитостями: делала вещи для клипа Елки и ее проекта ЯАVЬ, работала с Валерией, Еленой Летучей, Ани Лорак, Кристиной Орбакайте, Клавой Коккой, Анной Седаковой, вещи появлялись в гардеробе экс-солистки «ВИА Гры» Альбиной Джанабаевой, корсеты были в клипе у Элджея, в клипе «Мало половин» Ольги Бузовой.


Саша, как ты стала дизайнером?

В детстве мне нравилось следить за модой, за показами, я мечтала так же стильно одеваться, но на это не хватало денег. Поэтому мама помогала шить платья, похожие на те, что я видела у Александра Маккуина, он меня очень впечатлял, в институте даже пробовала сшить копию его платья.

А вернулась к этому занятию, когда начала делать костюмы для себя, я же танцую, а Vogue — это не просто стиль танца, а целая костюмированная история. Я делала театральные костюмы для баттлов, балов и девочек, которые занимались танцами гоу-гоу. 

Постепенно костюмы начали пользоваться спросом, и мне захотелось вложиться в маленькую презентацию и показать, как это выглядит все вместе, тогда я придумала сделать микро-показ на танцевальном мероприятии. 

А потом я залетела в последний вагон уходящего поезда, был конкурс «Новые имена в дизайне» от Собаки.ру. За два дня до окончания подачи заявки я позвонила подруге-фотографу, худым подругам, которые выглядят как модели, подруге, у которой есть студия с циклорамой, и сказала: «Ребята, спасайте, денег нет, ничего нет, но завтра нужно выложить фотосессию и выиграть конкурс». Так и получилось. 


Было сложно на этом пути?

Сложностей никаких, если есть амбиции. Именно они могут привести тебя куда угодно, в любую точку и к самым сумасшедшим свершениям. Да, если еще есть связь с детскими комплексами — синдром отличницы, то тем более. 

Но, честно говоря, до сих пор стесняюсь называть себя дизайнером, у меня ведь нет никакого специального образования, как, впрочем, и с танцами. Но в танцах я уже достигла определенного уровня, статуса, поэтому уверенно говорю, что я танцор, а по поводу дизайна немного сомневаюсь.

Sasha Amplituda | OSSMA Magazine, sense to fashion

По НИИ не скучала?

Нет, ни разу, разве что, когда была в Финляндии в гостях у сестры, она у меня занимается болезнями Паркинсона, и мне сделали пропуск в ее лабораторию. Я тогда подумала, что, если бы у нас в России были такие лаборатории, я бы ни за что не ушла из науки. Но, к сожалению, у нас таких очень мало, и вся основная наука до сих пор находится в состоянии упадка, это очень обидно и очень жалко, что люди, которые должны за это отвечать, отвечают за что-то другое. 


А чем ты занималась в НИИ, на кого отучилась?

Я окончила политехнический институт, вся династия оттуда: дедушка окончил, папа, тетя, бабушка там работала, единственное, что я тогда выбрала сама, — это кафедру, мне хотелось что-то связанное с биологией, и я пошла на биофизику, свой диплом писала, уже работая в НИИ. Я разрабатывала иммуноферментную систему на определение антител для прогриппа и герпеса, до этого работала в лаборатории, мы изучали белки головного мозга.


Интересно, как все в итоге перевернулось. Слышала, что для определения собственного предназначения нужно вспомнить, что ты любил в самом раннем детстве, потому что именно тогда у нас начинают проявляться таланты.

Ну, у меня это не так работает, потому что в самом раннем детстве я обожала строить для кукол домики, делать мебель, кареты, а совсем не одежду. Но, в любом случае, мне нравилось заниматься творчеством, создавать. Может быть, и можно связать это с тем, что сейчас я как раз создаю в основном из строительных материалов, раз уж на стройку не попала (смеется).

Sasha Amplituda | OSSMA Magazine, sense to fashion

Почему в качестве материала ты выбрала пластик?

Во-первых, я не люблю шить, хоть и умею это делать. Часто спрашивают, почему не найму швей, но для меня сложен этот процесс: вовлекать других людей, организовывать их работу. Не вижу в этом особой потребности, проще самой все сделать. 

А пластик выбрала, потому что мне нравится этот материал, нравится с ним работать, трогать, менять, корежить, сгибать, покрывать чем-то и видеть идеально ровный глянец. К тому же, это самый футуристичный материал из всех, что знаю. И мне нравится вся эта кибер-эстетика: полеты в космос, когда все гладко, обтекаемо, странно и немножко по-японски. Япония вообще самая странная и непонятная для нашего мышления страна, все это удивляет и дико завораживает, мне близка ее культура, возможно, тут влияние оказало и аниме, которое любила в детстве. 


Саша, а как ты придумала корсеты?

Мне хотелось придумывать вещи, которые резко выделяются, а не очередное черное платье. И здесь все сложилось, поэтому нельзя выделить что-то конкретное. Например, есть увлечение доспехами, плюс  нравится эстетика женского тела, но не когда оно открытое, и все напоказ, уж так меня воспитали, что все-таки хотелось сделать, чтоб выглядело прилично. 

Наверное, в подсознании существуют какие-то образы, но нарочно я не вкладываю явных смыслов, просто беру кусок пластика и начинаю с ним что-то делать, мять, сгибать, и вдруг что-то получается, и вот на этом я уже заостряю внимание. 

Ты долго шла к своему стилю?

Стиль начался с того момента, когда нужно было сделать костюм на бал-соревнование по Vogue, предлагаются разные темы, и у меня была тема, посвященная Маккуину. Сделала себе костюм и поняла, что могу развиваться дальше, делать сложнее.

Но, честно, я даже не знаю, как все произошло, сыграло очень много факторов: это и увлечение дизайнерами, и то, что нужно было постоянно придумывать танцевальные костюмы. Мы выступали на MTV, и из бумажной икеевской занавески гофре я соорудила нам всем костюмы: платья, рукава, ирокезы — все из бумаги. 

А потом свою роль снова сыграли амбиции, хотелось уже свой официальный показ, потом выиграла конкурс на Mercedes Benz с аксессуарами, поняла, что хочу не только аксессуары, а одежду свою. И на следующем показе осенью я решила не брать чьи-то туфли, а создать свою обувь. И я сделала 16 пар. — это были такие японские деревянные шлепки. Строгала, пилила, красила у себя дома, это был прям какой-то челлендж.

Куда можно надевать твои вещи?

Часто ее берут в аренду на вечеринки, сейчас на многих из них гостям предложен определенный дресс-код, В Питере, например, такие проводит ODYSSEY FESTIVAL. Есть клиенты, которые покупают одежду для себя, они берут в аренду и потом не хотят отдавать, выкупают. Я и сама так одеваюсь на вечеринки, где я играю, на баттлы, на показы, на светские мероприятия. 


А сотрудничаешь с питерскими фотографами на творческих съемках? 

Раньше на любые творческие сьемки легко давала вещи, но сейчас уже полностью перешла на аренду. Я делаю уже более сложные и дорогие костюмированные истории, и чтобы они окупились, произвожу коллекцию, и она уходит в аренду для вечеринок и творческих сьемок. Есть очень редкие ребята, с которыми мы давно работаем, либо проекты, которые меня заинтересуют. Но в основном, конечно, это аренда. 


Расскажи про коллекцию, представленную на MBFV весной 2020.

Я думала пропустить этот сезон, поэтому, когда мне написал Mercedes Benz и предложил поучаствовать в онлайн-показе, пришлось сделать все за неделю. Зато в состоянии стресса мы смогли в кратчайшие сроки создать то, на что полгода не доходили руки, в итоге получилась яркая коллекция, некоторые модели уже были представлены, но в основном все новое. В линейке были пластиковые корсеты, топы из металлических прутьев, шубы из голографического дождика, платья из сетки с космическими цветочными композициями, браслеты-змеи, чокеры, украшенные зеркальными кусочками, и ремни с кистями рук. Видео можно посмотреть в интернете.


Расскажи еще про выставку в Эрарте, как туда попала?

Это был международный форум моды, приглашали разных дизайнеров, в том числе русских. Там участвовал друг, который делал аксессуары, и он созванивался со мной, никак не мог подобрать к ним лук, и в последний момент я предложила ему платье. Параллельно решили написать организаторам с предложением моего лука, и они его приняли. То есть, все сложилось случайно, в последний момент я залетела и в этот вагон. Можно сказать, что запрыгивать в уходящий поезд — это уже моя фишка.

Sasha Amplituda | OSSMA Magazine, sense to fashion

2020 выдался непростым. Как этот год прошел у тебя?

У меня хорошо. Сначала, конечно, думала, что теперь-то уж настрогаю миллион коллекций, но в итоге вообще ничего не сделала. Была одна онлайн-группа, где преподавала танцы, всего два часа в неделю. Всё остальное время я училась отдыхать, не просыпаться с круглыми глазами в 9 утра, позволила себе поспать, полежать в ванне, сделать массаж, маску. Себе я так по жизни время не посвящаю, а здесь научилась расслабляться. Это был первый отпуск за много-много лет.

Sasha Amplituda | OSSMA Magazine, sense to fashion

Собираешься открывать свою студию?

Нет, не хочу, мне комфортно дома, люблю заниматься разными делами параллельно: делаю корсет, рисую картину, заливаю столик из смолы. Неудобно, что места мало, но комфортно, что не надо никуда ехать по пробкам, а если ночью вдруг придет идея, то все будет под рукой. 


Круто, что тебе приходят такие идеи, с ними можно даже не бояться конкуренции, ведь никто не сможет думать в точности так же, и можно всегда создавать что-то оригинальное. 

Да, но, с другой стороны, есть ощущение, что идеи витают в пространстве и одновременно могут приходить к разным людям. Бывали случаи, когда мы с друзьями-дизайнерами одновременно делали очень похожие вещи, выкладывали в инстаграм и тогда обнаруживали это. Хотя обычно я слежу за тем, чтобы делать по-другому, не как все, иногда уходит много времени, чтобы сообразить, точно ли это твое, а не просто образ из прошлого, который ты когда-то видел.

И еще обидно, когда тебя копируют. Ты корпел, мучился, чтоб это выглядело именно так, несколько лет менял форму, систему, работу, повышал скилл, а потом приходит человек, который считает: «Прикольно, сделаю-ка я так же». Но опять же это ведет к тому, что мне приходится выдумывать что-то еще более сложное, чтобы это выглядело по-другому. 


Дай совет творческим людям, мечтающим сделать любимое дело своей профессией. Как думаешь, можно прокачивать эту мышцу придумывания?

Мне кажется, да, если ты постоянно, систематически что-то делаешь, то оно все больше и больше набирает обороты. Вопрос только в том, сколько времени ты готов уделить. Этот принцип действует в любой деятельности, никаких особенных секретов нет, нужно стремление, упертость и время.

Самое главное — не бросать дело на полпути, свою мечту ты должен довести до четкого финала. Нет людей, которым не дано, просто кому-то проще пройти свой путь, не парясь особо, а кто-то готов потратить силы, энергию, деньги, работать без отпуска, без выходных, и он точно получит свой выхлоп, если не остановится. Многие устают, сдаются и бросают, не видят, что до цели-то оставалось совсем чуть-чуть. Именно поэтому вперед вырываются единицы, которые несмотря ни на что идут до конца.


Интервьюеры Дарья Максимова, Юлия Дьякова
Редактор Дарья Максимова
Респондент Саша Амплитуда
Instagram @sasha_amplituda @amplituda_design
Специально для OSSMAВыпуск: Апрель, 2021

Интервью